А мы получается каждый раз пытаемся его перекрыть и вставить свои пять копеек наставлениями. Мы не даем ребенку пойти вглубь себя.
Да, мы не даем ему право на внутреннюю трагедию, на внутреннее переживание того, что он сделал. Мы не доверяем этому, у нас есть такая схема в голове: если он провинился и его не наказать, то он совершит это второй раз, третий, четвертый, вот вам налицо падшая личность. Но мы забываем, что это схема материального мира. Если мы говорим о духе, то в духовном воспитании нет логики: там тихое слово действует сильнее выговора, там не сделанное замечание работает максимально. Почему? Потому что у меня во взгляде все проявляется. Мой взгляд говорит о том, что "как же мог ты так поступить?" и одновременно о том, что "я верю что ты хороший человек, что это случайность". И моя вера спасает его.
А приведете, пожалуйста, такой пример из истории великих педагогов, когда ребенок проживал историю совести самостоятельно и какие были выводы, последствия. Возможно, из вашей личной жизни.
На самом деле, историй огромное количество. Я помню одну историю, когда в одной школе на вечере выпускников уже взрослый мужчина, который приехал для того, чтобы увидеться с одноклассниками, со своими учителями, подошёл к учителю и сказал: "Разве вы меня не помните?" А учитель ответил: "Нет, не помню". Мужчина сказал: "В пятом классе я украл у своего товарища часы. Когда вы велели нам всем выйти, и поставили нас лицом к стене и стали обыскивать нас по очереди. И когда вы дошли до меня, вы вытащили из моего кармана часы, но вы не остановились на мне, вы продолжили обыскивать всех. Неужели вы не помните об этом?" Учитель сказал: "Я не помню вас, потому что я обыскивал вас с закрытыми глазами". Вот есть два тормоза у человека - за страх и за совесть. Дети убирают страх, чтоб дать место стыду. Дети идут в нравственные приключения заведомо зная, что они рискуют. Они рискуют честью, они рискуют всем, но их манит таинство приключений, чтобы испытать себя, чтобы в конце испытав стыд, всю жизнь сохранить совесть в зависимости от того, к кому они попадут. Попадут вот к такому педагогу, который сохранит и оставит человека на всю жизнь с внутренним диалогом по поводу того, как жить по законам совести или попадут в руки бессердечного человека, который поступит несправедливо. Неизвестно, как служится уже судьба такого человека, который попался в руки бессердечного человека, не умеющего прощать и забывшего о том, что воспитывает детей. Не мы наказываем детей, совесть показывает. Потому что если человек боится потерять честь, позор ничего не даст. Поэтому Януш Корчак велик в этой фразе: "Пусть дитя грешит, ибо в конфликтах с совестью рождается нравственная стойкость." И добавляет: "Если у ребенка в детстве не было возможности тайком выковырять изюм из кулича и тайком его съесть, ему будет сложно быть честным человеком, не было конфликта совести". Поэтому когда ребёнка всячески опекают, всячески контролируют, который шаг не может сделать без надзора родителей, он конечно выходя на улицу не имеет этого внутреннего центра.