Какой был ваш путь в направлении гуманной педагогики? Вы один из немногих учёных, которые отказались от диссертации, потому что обнаружили новое более важное направление. Расскажите, пожалуйста, об этом.
Гуманная педагогика - общечеловеческая культура и владельцами этой педагогики являются классики. В том числе и такие любимые для меня классики, как Константин Дмитриевич Ушинский, Василий Александрович Сухомлинский, Антон Семенович Макаренко. Они составляют ядро этой педагогики. Именно от Константина Ушинского идет главное определение этой педагогики. Он сказал "Истина гуманного образования - это воспитание духа человеческого". Хочу подчеркнуть - духа человеческого. Он не сказал "нравов, культуры поведения, патриотизма" или вроде этого. Вот это понятие воспитания духа человеческого является основой гуманной педагогики. Авторитарная педагогика не признает, конечно, никакого духа. Там главное - подготовить детей к жизни. Поэтому надо освоить науки, что считается якобы подготовкой к жизни. А дальше, какие отношения у человека складываются к этим наукам, авторитарная педагогика это не выискивает. Это обучающий процесс не предусматривает, лишь бы дети сдавали тесты. Гуманная педагогика во главу стола ставит именно дух человеческий. Если дух образуется, то есть ядро нашей человечности, то конечно он станет достойным гражданином, мужем, женой. Человек вообще будет благородный и великодушный, а таких людей в мире мало. Изначально мне надо было классиков много читать, чтоб проникнуться, потом надо было понять опору, на которой классики создают свое учение. Эта опора - вера в Бога. Мне сначала было сложно принять, как классики верят в Бога и хотят на этой основе строить свое учение. При том, не религиозную педагогику они строят, а светскую. То есть, из такого вот предположения, что Бог - творящая сила всего, вот это положение, конечно, сложно было принять. Я был в борьбе с самим собою. С одной стороны классики, с другой - партийная власть. Мои эксперименты и так рассматривались как буржуазные. После развала Советского Союза стало легче. От Сухомлинского я научился маскировать идеи, он защищал гуманную педагогику щитом партийных догм. Я научился у него этой маскировке. С одной стороны, чтобы властный мир был доволен, с другой - чтоб моя жизнь состоялась. Вот так эта педагогика была постепенно раскрыта, и сейчас я ее предлагаю не от себя, а от классиков. Классики - это горизонты сознания. Сковорода, Ушинский, Сухомлинский - это вершины сознания.